Многоканальный телефон (343) 304-35-25,
факс (343) 371–25-34

Илья Захаров: позиция жителей улицы Технологической по вопросу ее переименования будет услышана


На минувшей неделе в Екатеринбурге подвели итоги опроса граждан по вопросу переименования улицы Технологической в улицу профессора Сергея Алексеева. О результатах ответственного мероприятия рассказал руководитель опросной комиссии, председатель городской Избирательной комиссии, кандидат юридических наук, доцент Илья Захаров.

Илья Викторович, как было принято решение о проведении опроса? В чем заключалась необходимость его проведения?

С инициативой увековечить память профессора Сергея Алексеева путем присвоения его имени улице Технологической выступило юридическое сообщество Екатеринбурга, которое обратилось с соответствующим предложением к городским властям. Несмотря на то, что закон никак не ограничивает органы местного самоуправления мнением жителей при переименовании, руководство Екатеринбурга изначально посчитало важным и необходимым принципиальное согласие горожан, проживающих на данной улице. 

Для выявления мнения местных жителей депутаты Екатеринбургской городской Думы на очередном заседании в июне приняли решение о назначении опроса, утвердили состав комиссии. Среди членов комиссии, помимо меня, были  представители общественности, Администрации города Екатеринбурга и городской Думы, Уральского государственного юридического университета. Мы с коллегами изначально ставили перед собой задачу провести весь комплекс мероприятий на самом высоком организационном уровне. Как руководитель комиссии считаю, что мы с этой задачей успешно справились.

Как местные жители отнеслись к инициативе переименования улицы?

Конечно, планы по переименованию улицы Технологической в улицу профессора Сергея Алексеева мы обсуждали и с самими жителями, подробно объясняя, что для них переименование улицы не повлечет каких-либо организационных сложностей, не потребуется менять документы, платить пошлины и платежи. Сначала мы столкнулись с глубоким недоверием и настороженностью со стороны населения. Однако благодаря последовательной информационно-разъяснительной работе впоследствии нам удалось снизить уровень тревоги среди жителей улицы и наладить обратную связь.

В какой период проводился опрос? Как обеспечивалась надежность и достоверность  представленной информации?

В силу специфики своей профессиональной деятельности, я ставлю во главу угла принципы гласности и открытости. Данное мероприятие не стало исключением: мы изначально ставили задачу обеспечить прозрачность и законность всех процедур опроса и выявить объективное мнение горожан. Мы пригласили жителей улицы Технологической к сотрудничеству, предлагая выступить в роли наблюдателей. Кроме того, неравнодушные горожане были задействованы в качестве интервьюеров. 

Опрос проводился непосредственно с 29 сентября по 5 октября. В этот период волонтеры вели поквартирный обход горожан, предлагая заполнить опросный лист.

Проведение опроса осуществлялось с привлечением студентов Уральского государственного юридического университета, которые, к слову, показали себя настоящими профессионалами -  компетентными, ответственными и исполнительными. Считаю важным отметить, что бюджетные расходы на проведение опроса составили всего 2800 рублей. Вся сумма пошла на покупку необходимых канцелярских товаров и на изготовление опросных листов. Работу студенты осуществляли на добровольных началах: сметой изначально не было предусмотрено никакого  дополнительного финансирования на оплату труда членов комиссии и волонтеров.

Каковы итоги опроса?

Итоги опроса мы подвели на заседании 6 октября. Осуществив подсчет результатов, мы резюмировали: в опросе приняло участие 280 граждан, обладающих правом на участие в опросе и проживающих в домах на улице Технологической, что составляет 62,6% от общего числа жителей улицы. Таким образом, опрос граждан по вопросу переименования улицы Технологической признан состоявшимся. По его результатам стало понятно, что вопрос, вынесенный на обсуждение, не получил одобрения граждан. 
Позицию местных жителей, выявленную по итогам опроса, мы уже довели до руководства города, и я могу с уверенностью заявить, что она обязательно будет услышана.
 

Илья Захаров: Выборные лица останутся до окончания срока полномочий. Теперь рассчитываем на благоразумие областных законодателей

Во вторник, 20 мая, Государственная Дума приняла во втором и третьем чтениях законопроект об изменении системы организации местного самоуправления. О ключевых положениях принятого документа, перспективах его реализации в Свердловской области рассказал кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права Уральского государственного юридического университета (ранее – УрГЮА) Илья Захаров.

Илья Викторович, в чем заключаются основные изменения, содержащиеся в новом законе?

Документ предусматривает появление новых видов муниципальных образований: городского округа с внутригородским делением и внутригородских районов.

Весьма спорная идея о дроблении городов, которая подверглась критике большинства крупных муниципалитетов, к счастью, не была реализована в полной мере. Закон не обязывает города переходить к этим новым видам. Преобразовать город могут региональные законодатели, но только с учетом мнения населения в соответствии с городским уставом.

Безусловно, такие решения не могут приниматься произвольно. Для разделения города на самостоятельные районы со своими бюджетами, депутатами должны быть объективные предпосылки. Здесь важно исходить из мнения жителей города – хотят ли они вместо единого мегаполиса проживать в районе-муниципалитете, опыт управления которым будет нарабатываться новыми руководителями буквально «на ходу»?

То есть, вступление в силу федерального закона не означает автоматического разделения Екатеринбурга на семь самостоятельных муниципальных образований? А обязаны ли областные власти принимать какие-то правовые акты, каковы сроки дальнейших действий в связи с принятием закона?

Для вступления в силу федерального закона он должен быть одобрен Советом Федерации, подписан Президентом России и официально опубликован.

В течение шести месяцев после вступления федерального закона в силу регионы должны будут внести в свое законодательство изменения, в том числе определяющие порядок избрания глав муниципалитетов. Если такие изменения будут внесены, в течение трех месяцев они должны получить отражение в местных уставах.

Эти изменения, однако, не касаются непосредственно дробления городов. Так, власти Свердловской области могут не менять статус Екатеринбурга и других крупных муниципальных образований региона.

Еще раз подчеркну – вступление федерального закона в силу само по себе не повлечет разделения Екатеринбурга.

При этом, если такое разделение все же состоится, не позднее чем через шесть месяцев должны быть избраны районные депутаты.

Сохранится ли в Екатеринбурге порядок избрания депутатов и главы муниципального образования?

Федеральный закон не изменил порядок избрания депутатов и главы города, однако расширил полномочия областных властей.

Если Законодательное Собрание Свердловской области пойдет на изменение структуры города, раздробив его на семь муниципалитетов, оно сможет также лишить жителей Екатеринбурга права избирать общегородских депутатов и главу города.

Федеральный закон предусматривает такой вариант, при котором горожане будут избирать только районных депутатов, в то время как глава, депутаты городской Думы будут определены без участия жителей уральской столицы.

Но это лишь один из вариантов, поскольку федеральный закон не исключает сохранения прямых выборов и депутатов, и главы города.

Осознавая все последствия негативного развития событий, остается надеяться на благоразумие региональных законодателей. Стоит напомнить, что и сами они избирались непосредственно народом, поэтому должны задуматься – вправе ли они ограничивать горожан в их волеизъявлении.

Какие еще новшества принесет утвержденный Государственной Думой документ?

Конечно, текст закона требует тщательного анализа. Достаточно сказать, что работа над поправками, их обсуждение, формирование дополнительных списков поправок велись до последних часов рассмотрения законопроекта.

Спорным является, в частности, новое требование к формированию состава комиссии, организующей конкурс на замещение должности главы местной администрации. Половина членов такой комиссии теперь назначается непосредственно губернатором региона. Ранее субъект Федерации назначал лишь одну треть членов комиссии, причем решение этого вопроса находилось в компетенции законодательного органа, что повышало открытость и прозрачность процедуры.

Не могу не отметить, что при принятии документ не получил квалифицированного большинства депутатов нижней палаты федерального парламента. Это отражает неоднозначность самой концепции реформы, подвергнутой критике большинством крупнейших городов от Калининграда до Дальнего Востока.

Считаю, что некоторое смягчение реформы в сравнении с первоначальным радикальным вариантом, при котором местное самоуправление в крупных городах фактически уничтожалось, является результатом совместной работы научного сообщества, представителей муниципалитетов и всех неравнодушных горожан.

Напомню, что одними из первых начали бить в набат именно екатеринбуржцы – Общественная палата уральской столицы, ученые-правоведы уральской юридической школы.

Нам вместе удалось добиться некоторой корректировки законопроекта при его разработке и рассмотрении на федеральном уровне.

Следующий этап – работа региональных законодателей, которую будет отслеживать городское сообщество, исследователи в сфере муниципального права, экономисты и представители общественных объединений Екатеринбурга.

Мы продолжим обеспечивать обратную связь между горожанами и законодателями, предлагать наиболее разумные и отвечающие нуждам горожан варианты реализации федеральных требований в регионе.